© mavoimages / Фотобанк Фотодженика |
В Госдуму внесен законопроект, направленный, как указано в пояснительной записке к нему, на установление правила об отнесении к компетенции арбитражных судов экономических споров с участием самозанятых граждан и на исключение законодательной неопределенности в вопросе подведомственности экономических споров с участием индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, в случаях, когда на момент обращения за судебной защитой указанные лица прекратили соответствующий статус (Проект федерального закона № 635615-8).
В связи с этим предлагается изложить ч. 2 ст. 27 АПК РФ в новой редакции, предусматривающей, что “арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя (далее – индивидуальные предприниматели), самозанятого (далее – самозанятые), приобретенные в установленном законом порядке, в том числе в случаях, если на момент подачи искового заявления статус индивидуального предпринимателя или самозанятого прекращен, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее – организации и граждане)”.
Необходимость таких поправок авторы законопроекта объясняют, в частности, тем, что основным отличием между физическим лицом – индивидуальным предпринимателем и физлицом – самозанятым выступает факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В остальном указанные категории взаимодействуют с хозяйствующими субъектами в экономическом пространстве без каких-либо различий. При этом в рамках действующего законодательства экономические споры с участием ИП подведомственны арбитражным судам, а споры с участием самозанятых отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.
Также авторы законопроекта отмечают, что именно экономический характер спора определяет специфику и подход судов к его рассмотрению. В этой связи любой экономический спор вне зависимости от субъектного состава, когда одной из сторон выступает самозанятый либо индивидуальный предприниматель, прекративший свой статус, не прекращает быть экономическим.
К тому же, указывается в пояснительной записке к законопроекту, специфика подведомственности дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, не вооружает их должной компетенцией, опытом и практикой для рассмотрения экономических споров, которые по своей природе должны рассматриваться арбитражными судами.
В связи с этим в целях формирования единообразной судебной практики, оптимизации рассмотрения экономических споров, в результате которой на рассмотрение судов общей юрисдикции перестанут поступать не свойственные для их компетенции споры, авторы инициативы предлагают внести соответствующие поправки в АПК РФ.