Размер штрафов увеличен за проезд на самокате наземного переходного перехода, передачи управления самокатом ребенку, поездки в состоянии опьянения. И самое главное – за действия, повлекшие возникновение ДТП. При этом доля поездок с нарушениями в общем числе поездок невелика – менее 1 процента. Увеличение размера штрафа, как считают аналитики сервисов, поможет повлиять на нарушителей.
“В прошлом сезоне услугами прокатных электросамокатов в России воспользовались 36,5 млн человек. По статистике самих операторов, пользователей, которые систематически и злостно нарушают правила дорожного движения и внутренние правила сервисов, не более 1% от этого числа, – рассказала директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. – Но именно это количество нарушителей негативным образом влияет как на отношение к средствам индивидуальной мобильности в целом, так и на ситуацию на дороге. Увеличение штрафов – это мера принудительного повышения культуры вождения и ответственности для нарушителей, которая поможет сделать электросамокаты безопаснее для всех участников дорожного движения. Ответственных пользователей эти изменения не коснутся, и они их даже не заметят”.
Согласно новым “расценкам”, до 10 тысяч рублей подняли размер штрафа за передачу управления ребенку, ведь по правилам доступ к сервису разрешен с 18 лет. За поездку вдвоем и большим число пассажиров – 5000 руб, проезд пешеходного перехода – 1000 руб. Некорректная парковка (самокат оставлен поперек тротуара или вне зоны парковки) – 500 руб.
А самый высокий штраф – управление самокатом в состоянии алкогольного или наркотического состояния или за причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц в результате ДТП по вине пользователя (на основании постановления ГИБДД) – 100 или 150 тыс. рублей в зависимости от оператора.
Дополнительно к штрафу может быть применена мера блокировки аккаунта на некоторый срок или навсегда. За самые серьезные нарушения возможны ограничение или полная блокировка доступа к сервису. Собранные средств с нарушителей пойдут на просветительские проекты и создание инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности.
Ксения Эрдман отмечает, что кикшеринг-сервисы не подменяют собой государственный контроль за исполнением правил дорожного движения, и внутренние штрафы операторов – не замена штрафов в рамках КоАП, как существующих, так и будущих, а дополнение к ним.
Следующим шагом, по словам эксперта, может быть организация единого реестра недобросовестных пользователей, которые в результате систематических нарушений внутренних правил сервиса и правил дорожного движения будут лишены доступа к услугам трех крупнейших кикшеринг-операторов. Это исключит возможность “перетекания” нарушителей от одного оператора к другому.
Кстати, сообщить о нарушениях о фактах некорректной парковки и нарушений ПДД на СИМ можно в чат-ботe Ассоциации в Telegram.
Напомним, что КоАП РФ на данный момент штраф за нарушение ПДД для СИМ составляет от 800 до 1,5 тысячи рублей. Но в Госдуме рассматривается законопроект, который увеличит ответственность нарушителей ПДД на СИМ, согласно которому предлагается ввести административную ответственность за ряд нарушений, касающихся использования средств индивидуальной мобильности.