Профессию уже после окончания школы выбирает 45% россиян, сообщили в «Авито Работа». В практике позднего принятия решения о выборе профессии ничего хорошего нет, заявляет Борис Илюхин, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской Академии.
Она приводит к тому, что около 30% выпускников школ не могут поступить в вуз, поскольку не имеют результатов, достаточных для поступления. Многие не преодолевают необходимый порог по предметам, которые выбрали в последний момент, или сдают только обязательные предметы, которых оказывается недостаточно для поступления.
Доступ к профориентационным услугам сегодня как никогда велик. И президентом поставлена задача расширять профориентационные возможности школьников и дальше. В Москве школьникам помогают выбрать профессию через центр «Профессии будущего». Партпроект «Моя карьера с Единой Россией» проводит ярмарки вакансий для подростков, профтуры на предприятия и встречи крупных работодателей со школьниками. На базе некоторых центров занятости также ведется работа по профориентации школьников. К примеру, в Омске с профессией помогают определиться школьникам с ментальными нарушениями.
Большинство вузов в стране на данный момент активно развивают и совершенствуют свою профориентационную деятельность, говорит начальник управления по организации приема абитуриентов ГУУ Вадим Диких. Большим спросом пользуются квалифицированные профориентологи, которые проводят целые образовательные курсы, с помощью которых школьники и студенты получают представление о будущих профессиях, которые будут наиболее подходящими для них, рассказывает он.
Профориентацию школьников можно организовать с помощью кружков, секций с привлечением в качестве преподавателей сотрудников предприятий, которые нуждаются в специалистах, предлагает Борис Илюхин.
Требования к студентам с каждым годом становятся все жестче. Определиться с профессией после окончания школы мешает то, что профессиональное направление нужно знать до выбора экзаменов на ЕГЭ. А чтобы их успешно сдать, требуется несколько лет подготовки.
«Физику или химию, которые являются основными на инженерных специальностях, за год не выучишь. Нужны серьезные и осознанные знания», — говорит Борис Илюхин. В последние годы мы видим снижение числа тех, кто выбирает физику, химию, биологию и даже профильную математику, то есть предметы естественно-научного цикла и углубленной математики, говорит Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ. В итоге под вопросом оказывается подготовка инженеров, физиков, химиков, врачей. Школьникам стоит определяться с профессиями, особенно инженерными, еще в 7-8 классе, считает Борис Илюхин.
Среди нынешних сотрудников в школьном возрасте выбрали профессию и не меняли ее почти 40% медиков и фармацевтов, 34% юристов, 31% учителей и преподавателей и еще 28% бухгалтеров и финансистов.