По-вашему, какие ключевые позитивные изменения несет совершенствование налоговой системы?
Сергей Катырин: Во-первых, оно поможет малообеспеченным людям с невысокими зарплатами. Теперь у нас пять порогов шкалы НДФЛ: налоговая нагрузка возрастает по мере возрастания доходов человека. Касается это небольшой группы трудоспособного населения – 3,2%. Думаю, что полученные средства с более высоких зарплат во многом как раз пойдут на поддержку малообеспеченных семей, многодетных семей, людей с ограниченными возможностями.
Во-вторых, в случае с бизнесом – это появление федерального инвестиционного вычета. Так что инвестирующие в российскую экономику, в высокотехнологичное оборудование, получают преимущество. Пока у нас нет перечня высокотехнологичного оборудования, на которое вычет будет распространяться, но он будет разработан правительством.
Нужно отметить, что в России существует повышенный коэффициент на проведение НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – прим.ред.) для компаний при подсчете расходов (он позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль). Теперь этот коэффициент повысится – с 1,5 до 2. Это значит, что инновационные компании будут платить налоги с меньшего размера налогооблагаемой прибыли. Считаю, что это тоже достаточно серьезный выигрыш для тех, кто инвестирует в НИОКР.
В-третьих, увеличиваются пороги применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Здесь достаточно серьезные подвижки: предлагается увеличение порогов УСН по доходам до 450 млн руб. и основным средствам до 200 млн. руб. Таким образом, большее количество малых предприятий смогут применять УСН со всеми выгодами.
Почему предложено не повышать налог на добавленную стоимость (НДС), но повысить налог на прибыль организаций?
Сергей Катырин: НДС – налог инфляционный. Как только повышается НДС, подскакивает инфляция, поскольку сразу же автоматически повышается цена на все, что производится в стране. Поэтому его совершенно правильно оставили без изменений. А налог на прибыль, хоть и повышается, но сохраняет все льготные режимы.
Покончат ли налоговые изменения с дроблением бизнеса?
Сергей Катырин: Основные лазейки серьезно перекрываются. Опять же хочу напомнить о налоговой амнистии по дроблению. Если предприниматель добровольно откажется от применения дробления с 2025 года и налоговые органы не установят таких фактов, то неуплаченные налоги, пени и штрафы за 2022-2024 годы в связи с применением схем дробления не будут взыскиваться, задолженность будет списана.
Поэтому у тех, кто захочет вернуться к честной работе, все возможности для этого есть. Однако напомню, что некоторые компании дробили бизнес тоже не от хорошей жизни, а для того, чтобы улучшить свое финансовое состояние. Но это не только наша практика, так бизнес пытается сделать во всем мире.