В конце 1960-х — начале 1970-х в центре Варшавы, в небольших кафе с вкусным кофе и выпечкой можно было увидеть миниатюрную пожилую женщину. Она сидела за столом и писала. Ее мало кто узнавал. Но в Москве, Ленинграде, да и в любом городе СССР ей было бы сложно остаться в одиночестве. Наверняка нашелся бы преданный поклонник, жаждущий сказать несколько теплых слов любимой актрисе.
Да, в главную Золушку нашей страны влюблялись люди совершенно разных поколений. Ведь она подарила нам сказку. 29 мая — 115 лет со дня рождения актрисы. Aif.ru вспоминает взлеты и трагедии главной Золушки СССР.
«Курила „Беломор“»
Когда вспоминают Янину Жеймо, почему-то всегда говорят о возрасте. В 1947 году, когда на экраны вышел ее главный фильм — «Золушка», актрисе было 37 лет. Она лет на 20 была старше своей героини. А Василий Меркурьев, сыгравший ее отца Лесничего, был всего на пять лет старше «дочери».
Игорь Клименков, запомнившийся в роли пажа, вспоминал, что в перерывах между съемками они с Яниной сидели в карете, болтали, он «лузгал семечки, а она курила „Беломор“». Клименкову было тогда 13 лет, но он воспринимал актрису как ровесницу.
В случае провала фильма режиссеры Надежда Кошеварова и Михаил Шапиро стали бы героями анекдотов. «Просто сказочная глупость!» — говорили бы про них цитатой из их же кино.
Ну как можно было пригласить такую возрастную актрису! Но «Золушка» вошла в число шедевров нашего кино. А глаза Янины стали символом девичьей простоты и непосредственности.
К моменту съемок в «Золушке» Жеймо потеряла отца, у нее было три брака, она родила дочку и сына, прошла путь от цирка до одной самых популярных артисток СССР, пережила блокаду Ленинграда, чудом избежала смерти во время бомбардировки эвакуационного поезда, удостоилась нелестных слов от Сталина… Как она сохранила это Золушкино счастье в глазах, одному богу известно.
«Вечная девочка»
Ее называли «вечной девочкой». Миниатюрность помогла актрисе сделать невероятную карьеру. Уже в подростковом возрасте она перестала расти. Размер ноги — 31, действительно, Золушкин. Рост детский — 148 сантиметров. Отец Жеймо был цирковым актером, а вместе с ним выступала и вся семья. Янина уже с трех лет выходила на арену. Именно цирком она потом объясняла и то, что такая маленькая. Мол, с детства носила тяжести, и вот…
После смерти отца закончился для семьи и цирк, но гибкая, музыкальная девочка, гимнастка и балерина легко попала в ФЭКС («Фабрика эксцентрического актера») — творческое объединение в Ленинграде. А с 1925 года уже снималась в кино!
Забавно, но первая роль Янины в кино — это сорванец-мальчишка в немом фильме «Мишки против Юденича» (1925). Потом было еще несколько популярных картин, в 1934-м вышла подростковая лента «Разбудите Леночку». По сюжету одноклассники перевоспитывают героиню Жеймо, которая слишком поздно встает. Как говорят историки кино про Леночку, это калька со знаменитой Пеппи Длинныйчулок — такая же хулиганистая и очаровательная. Актрисе тогда было уже 25 лет, но дети, которые с ней снимались, считали ее своей. Фильм был настолько популярен, что в 1936 году у него даже появилось звуковое продолжение — «Леночка и виноград».
К началу 1940-х Жеймо знали все, она казалась очень необычной для советского кино актрисой. Тогда все героини были фактурными, настоящими красавицами. Янина тоже была красива, но по-детски, как-то не очень серьезно, что ли. Говорят, что Жеймо не любил Сталин. Именно потому, что она не вписывалась в его представления о том, какими должны быть артистки. Косвенно это подтверждается и тем, что за всю свою жизнь Янина Болеславовна получила всего одну государственную награду — орден «Знак почета».
«Я умерла»
В конце 1920-х Жеймо вышла замуж за известного актера Андрея Костричкина. Они познакомились на съемках фильма «Мишки против Юденича», во время которых актер, который был старше своей юной коллеги на восемь лет, очень помогал ей с ролью.
И все же когда Жеймо впервые увидела себя на экране, то была в ужасе. Она ревела всю дорогу до дома, у нее даже спросили: «Девочка, у тебя кто-то умер?». «Да, — ответила она. — Я умерла».
В 1930-м у пары родилась дочка, которую тоже назвали Янина. Но этот брак вскоре распался. Говорили, произойти это могло из-за того, что Костричкин слишком увлекался карточными играми.
На съемках фильма «Моя Родина» (1933) у Жеймо начался роман с молодым режиссером Иосифом Хейфицем. У них родился сын Юлий (1940). Как вспоминала дочка Жеймо от первого брака, у ее мамы со вторым мужем были удивительно теплые отношения, построенные на любви и юморе. Но от семейной трагедии их не спасли ни юмор, ни любовь…
Все пассажиры погибли
Война застала Янину Жеймо в Ленинграде. Хейфиц в это время находился в Монголии, где снимал фильм «Его зовут Сухэ-Батор». Вспоминают, что дом Жеймо очень быстро превратился в приют для друзей и коллег, оставшихся без крова. Работа у нее была, и свой скромный стол она охотно делила с близкими.
Янина Болеславовна категорически отказывалась покидать осажденный город, но в 1943 году все-таки решилась отправиться в Ташкент, где в тот момент работал муж и жили ее дети.
По дороге эвакуационный поезд, в который села Янина, был уничтожен налетом фашистских самолетов. Почти все его пассажиры погибли. Узнав об этом, Хейфиц посчитал погибшей и свою жену. Они не виделись больше года, у него появилась новая возлюбленная, и через несколько месяцев после трагедии с поездом он, посчитав себя свободным человеком, женился вновь.
Дальше почти как в кино — в Ташкент приезжает Янина, которая по какой-то причине пересела в другой поезд. Узнав о предательстве мужа, она, не заезжая к нему, отправляется с детьми в Алма-Ату. Дочь Жеймо вспоминала, что Иосиф Хейфиц очень переживал и много раз пытался вымолить прощение у «воскресшей» супруги. Но гордая артистка даже слушать его не хотела.
К тому же после предательства она надолго выпала из жизни. У нее началась жесточайшая депрессия, она забыла алфавит, потеряла слух… Появилась даже навязчивая идея — актриса бродила по городу и искала какой-то загадочный «голубой забор». Вылечиться помог доктор, которого нашли друзья. Он готовил лекарство, якобы сделанное из редчайших трав. А когда оно помогло, то признался, что это была обыкновенная вода.
После войны Жеймо снова вышла замуж. Ее избранником стал ее давний поклонник — польский режиссер Леон Жанно.
«Какие ножки!»
А вот с карьерой все было плохо. Казалось, что Янина никому вдруг стала не нужна. Режиссер Надежда Кошеварова, которая тогда запускала «Золушку», встретила актрису на «Мосфильме» и пригласила на пробы. Скорее, чтобы просто поддержать коллегу.
Да и Золушку она давно утвердила — на эту роль пригласили балерину Марию Мазун. Но Жеймо была так прекрасна в пробах, что режиссер решила бороться с мнением худсовета, справедливо замечавшим, что возраст артистки не очень соответствует возрасту героини.
Успех у «Золушки» был феноменальный. Евгений Шварц вспоминал, что, когда он встретил Янину на Невском проспекте и начал разговаривать, вокруг них мгновенно собралась огромная толпа, а маленькая девочка в восхищении приговаривала, глядя на ноги актрисы: «Какие ножки!»
Больше ролей не нашлось
Но увы, ролей для «вечной девочки» больше не было. Для ее амплуа возраст все-таки стал приговором. Жеймо уехала с мужем в Варшаву. Он работал, она писала.
«Пишу мемуары. Я привыкла к людям, к шуму. Не терплю одиночества. Нахожу уютное варшавское кафе, сажусь там, с утра до обеда пишу. Мои родители были варшавяне, муж — тоже поляк. В 1957 году я вместе с ним переехала в Варшаву. Но осталась советской гражданкой», — рассказывала Янина Болеславовна в интервью журналу «Советский экран».
Свои мемуары она написала. Они называются «Длинный путь от барабанщицы в цирке до Золушки в кино». Эта книга, в которую она вместила всю свою жизнь, хорошо продается до сих пор.
Главная Золушка СССР умерла в Варшаве 29 декабря 1987 года, за два дня до Нового года. По ее завещанию, похоронили Янину Болеславовну в Москве, на Востряковском кладбище…
«Какое сказочное свинство!» 10 крылатых фраз из кинофильма «Золушка»
«Какое сказочное свинство!» 10 крылатых фраз из кинофильма «Золушка»
<!—Расположение: —>