Актуально
Вс. Ноя 24th, 2024

В честь пермского ученого Георгия Максимовича названы пещеры по всему миру

By Admin Май29,2024

Дыра в земле

В Добрянском, Кунгурском, Кишертском и других районах Пермского края никого не удивят дыры, уходящие вглубь порой на десятки метров. Местные жители поясняют: карст виноват. Такие провалы случаются даже в населенных пунктах. Много лет назад на пол-этажа просела пятиэтажка на улице Дружбы в Перми, были случаи, когда строения исчезали полностью. Например, баня в Кунгурском районе. Хозяин утром вышел, а нет ее, вместо бани — провал в земле.

Кстати, там же есть и периодически исчезающее озеро. Несколько лет существует, в нем даже обитает рыба, и вдруг остается только пустая котловина с небольшим отверстием в самой нижней точке дна. Таких карстовых воронок в Прикамье, да и по всей стране, тысячи. Это природное явление очень опасно, так как порой невозможно предсказать, где произойдет провал.

Книга о пещере

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Георгия Алексеевича Максимовича, ученого с мировым именем, который по праву считается основателем науки о карстах — карстоведения. До него этой проблемой практически не занимались. Но с тридцатых годов прошлого века, когда в Советском Союзе началось бурное развитие промышленности, изучение карста стало просто необходимым. Особенно на Урале, где строились новые заводы и возникали новые города.

Максимович приехал в Пермь в 1934 году — он выиграл конкурс на замещение должности профессора, заведующего кафедрой динамической геологии в местном университете. До этого работал на Северном Кавказе, участвовал в поиске и разработке нефтяных и газовых месторождений. В Перми Георгий Максимович трудился в этой же области и одновременно изучал геологический состав отложений Западного Урала. Одним из направлений его работы стало исследование подземных вод, на эту тему он во время войны защитил докторскую диссертацию. Ученые, которым Максимович отправил свой труд для ознакомления, были в эвакуации в разных городах. Владимир Обручев в Свердловске, академик Владимир Вернадский в Казахстане. Но это не помешало Георгию Алексеевичу успешно защититься.

В Перми он обратил внимание на карстовые породы, которыми изобилует Прикамье. Это соль, гипс, известняки. Их постепенно растворяет просачивающаяся с поверхности вода, образуются пустоты. С годами они становятся все больше, возникает угроза обрушения. Максимович увлекся этим явлением. Еще в 1937 году вместе с сестрой Ниной он написал книгу «Ледяная пещера», посвященную Кунгурской пещере. Огромная полость под землей, где каждый год бывают тысячи туристов, имеет карстовое происхождение.

Со всей страны

Одна из учениц Георгия Максимовича, Клара Горбунова, вспоминала, что до середины XX века карст целенаправленно никто не изучал. Им занимались по мере надобности, но глубокого исследовательского подхода не было. По инициативе Максимовича в 1947 году в Перми прошла всесоюзная карстовая конференция.

«В докладе на открытии Георгий Алексеевич наметил контуры новой науки. Он предложил назвать ее карстоведение. Впоследствии я поняла, что тогда мы были свидетелями становления науки о карсте и пещерах», — говорила Горбунова.

Через два года необходимость скрупулезного изучения карста подтвердилась на практике. В августе 1949 года около села Усть-Кишерть обрушилась земля, образовав три мощных провала. Для расследования случившегося была даже создана правительственная комиссия, так как стало совершенно очевидно, что карстовые породы очень опасны.

Благодаря Максимовичу Пермь стала всесоюзным центром по изучению карста

Начиная с 1947 года Максимович ведет в университете курс «Основы карстоведения», с 1961 года начинает выпуск периодического сборника «Пещеры», а в 1964-м он основал институт карстоведения и спелеологии. Также Георгий Алексеевич выпустил капитальный двухтомный труд «Основы карстоведения», которым до сих пор пользуются специалисты, и не только в России.

В 60-х годах прошлого века сибирские геологи столкнулись с карстовыми породами и стали искать литературу о них.

«К сожалению, большинство необходимых книг и статей в библиотеках Красноярска отсутствовало. Но уже в 1964 году была выявлена точка на карте — Пермь и требуемое учреждение — Пермский университет. У нас возникла необходимость паломничества в эту Мекку карстово-спелеологических знаний», — рассказывал заслуженный геолог РФ Ростислав Цыкин.

Изучать карстоведение в наш город приезжали со всей страны. Не случайно потом в честь основателя науки назвали четыре пещеры: на Южном Урале, в Прикамье, Крыму и на Тянь-Шане. Имя Максимовича носят гроты в пещерах Урала, Архангельской области и Западной Виргинии в США. Под руководством Георгия Алексеевича было защищено более 50 кандидатских и 10 докторских диссертаций. Он оказал огромное влияние на создание пермской, украинской и узбекской карстоведческих научных школ.

Марки, книги и «Победа»

Коллеги вспоминают о нем как о крайне трудолюбивом ученом, постоянно штудировавшем литературу на интересующую его тему. Владея несколькими языками, Георгий Алексеевич выписывал также иностранные журналы по горному делу.

«Самого Максимовича нельзя назвать узким специалистом в науке. Например, у геологии масса ответвлений. Георгий Алексеевич, углубленно изучая одно из них, мог вдруг увлечься другим, на первый взгляд, не имеющим непосредственного отношения к основному занятию. Затем он вновь возвращался к прежнему пристрастию, но как бы уже на новом витке, обогащенный новым знанием и опытом», — вспоминал доктор геолого-минералогических наук Игорь Печёркин.

Доктор геолого-минералогических наук Виктор Дублянский, один из организаторов спелеологического движения в СССР, запомнил, как Максимович организовывал свою работу. В особом порядке располагались на его рабочем столе журналы и книги. Те, что лежат, еще не просмотрены, те, что стоят, изучены, но еще в работе. Компьютеров в те годы не знали, и такой подход к работе с материалами оказался удобным и практичным.

Но увлекался Максимович не только академической наукой. По свидетельству его дочери Елены, он старался следить за всеми новинками. В начале 1950-х годов Георгий Алексеевич приобрел автомобиль «Москвич», а позднее «Победу», которую очень ценил. На ней он вместе с сестрой совершил автопробег от Москвы до Еревана и обратно. В путевом журнале Максимович отмечал, что они проехали 110 городов, намотали более восьми тысяч километров и по пути видели много лисиц, зайцев, джейранов и одного ежа.

Дома у Георгия Алексеевича был новейший по тем временам радиоприемник «ВЭФ», электропроигрыватель «УП-1», а в 1960 году появился магнитофон «Астра», и каждый Новый год члены семьи и гости записывали на него свои поздравления. Ученый собирал марки, причем отдельную коллекцию составляли марки на тему карста. А в 1970 году даже опубликовал статью «Пещеры и карст на почтовых марках».

Между тем

Доктор геолого-минералогических наук, профессор Георгий Максимович с 1927 года опубликовал 435 научных работ. Не одну страницу занимает перечень его наград, среди них орден «Знак Почета» и золотая медаль имени Литке. Впервые заслуги ученого отметили в 1932 году, когда он работал в тресте «Грознефть» — премировали путевкой в санаторий. В Пермском университете Георгий Алексеевич проработал 45 лет. В 1998 году за создание оригинальных научных трудов и разработок в области наук о Земле — геологии, географии, гидрогеологии, геофизики, карстоведения и горного дела — была учреждена премия Пермской области первой и второй степени имени профессора Максимовича.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *