В среднем тарифы на электроэнергию для населения сегодня на 35 процентов ниже, чем для промышленных потребителей. Эта особенность тарифного регулирования давно вызывает критику со стороны ряда экономистов и бизнесменов. Но до сих пор остается одной из форм косвенной социальной поддержки граждан, позволяя сдерживать рост цен на электричество для самой массовой категории потребителей. В то же время в последние годы появились те, кто использует “домашнее” электричество не в бытовых, а в предпринимательских целях. Речь идет прежде всего о создателях домашних майнинговых ферм, которые круглые сутки “добывают” криптовалюту, пользуясь, по сути, льготными тарифами на электричество.
Объем такого нецелевого потребления повсеместно растет, а в регионах с избыточным и недорогим электричеством темпы роста называют “взрывными”. По оценке экспертов, на “серый” майнинг в среднем по России приходится уже от полутора до двух процентов потребления электричества среди населения. Кроме того, некоторые предприимчивые граждане создают в своих домах и квартирах различные мастерские, мини-цеха, оплачивая счета по той же шкале, что и соседи-пенсионеры. Наконец, в числе “бытовых потребителей” числятся и те, кто относительно дешевой электроэнергией нагревает свои личные бассейны и бани, освещает частную придомовую территорию, подогревает дорожки и теплицы.
Повышенная нагрузка на энергосети приводит к увеличению аварийности. За устранение дефектов фактически платят все потребители, хотя причиной зачастую являются действия лишь небольшой их части. Тем временем российская электроэнергетика остро нуждается в инвестициях, одним из источников которых является плата потребителей за поставленные энергоресурсы. В полной мере этот ресурс можно задействовать либо полной отменой перекрестного субсидирования, что приведет к существенному росту тарифов для населения, либо введением дифференцированного тарифа, когда большой объем потребления электричества автоматически означает применение повышенного тарифа.
Полномочия по введению дифтарифа переданы на уровень регионов, и к настоящему времени более 60 субъектов Федерации уже приняли соответствующие решения, отмечает Дмитрий Васильев, начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России. Правда, в некоторых случаях это выглядит анекдотично. Так, один из регионов установил лимит энергопотребления для одного домохозяйства, при превышении которого активируется повышенный тариф, в размере… 46 тысяч кВт·ч в месяц. При том что месячное энергопотребление городской квартиры обычно измеряется сотнями кВт·ч в месяц.
Как поясняет представитель легально работающего оператора майнинговых дата-центров “УК “Битривер” Олег Огиенко, лимита даже в 25 тысяч кВт·ч в месяц с лихвой хватает для круглосуточной работы как минимум десяти единиц оборудования для майнинга. “Нужны более низкие планки для отсечения “серых” майнеров. В холодный период года может быть установлена планка около 10 тысяч кВт·ч, а в теплый период – порядка шести тысяч. Более высокие планки не приведут к снижению “перекрестки” и сокращению “серого” майнинга”, – говорит эксперт. А в нынешних условиях легальные майнеры, как и другие потребители, фактически доплачивают за “серых”. И за тех, кто использует бытовое электричество для обеспечения премиум-удобств.
“Льготный тариф для бабушки-пенсионерки справедлив. А для владельца бассейна с подогревом – нет, – говорит Михаил Андронов, гендиректор ООО “Русэнергосбыт”. – Давайте хотя бы 10 процентов самых богатых семей России заставим платить по экономически обоснованным тарифам”. По словам эксперта, в России уже есть все для того, чтобы разумно экономить на электроэнергии: введены зонные, дневные и ночные тарифы. Но пока нет дифференциации по объему потребления электричества, многих потребителей эти опции вообще не волнуют. Помимо квартирного майнинга, растет количество случаев незаконного подключения торговых точек и мини-производств в подвальных помещениях к квартирам на первых этажах, что лишает энергетиков потенциальных доходов. “Когда люди тратят по 10-15 тысяч кВт·ч в месяц – это ненормально. А бабушкам (при введении дифференцированного тарифа) ничего не грозит”, – убежден Андронов.
Хотя в Петербурге проблема нелегального майнинга стоит не так остро, как в ряде других регионов РФ, а собираемость платежей – на высоком уровне, власти Северной столицы решили не затягивать с введением дифференцированного тарифа. Как рассказал председатель комитета по тарифам Санкт-Петербурга Алексей Малухин, такой тариф начнет действовать уже с 1 июля 2024 года. При переходе на новую систему были проанализированы 2,6 миллиона лицевых счетов. Выяснилось, что среднее потребление петербургского домохозяйства составляет всего 136 кВт·ч в месяц, а значит, для абсолютного большинства плательщиков не будет вообще никаких изменений.
В среднем тарифы на электроэнергию для населения сегодня на 35 процентов ниже, чем для промышленных потребителей
“Мы определили пороговые значения первого и второго ценовых диапазонов в размере 6400 и 11 500 кВт·ч/месяц соответственно. Тарифы для петербуржцев, проживающих в домах с электроплитами, установлены с понижающим коэффициентом 0,75”, – отметил Малухин. По его словам, более 99 процентов петербургских домохозяйств потребляют до 6400 кВт·ч/месяц. Регулирование будет гибким, и после введения дифференцированного подхода в Смольном обещают проанализировать фактическую картину и донастроить тарифы. Как ожидается, уже в 2025 году это позволит снизить в регионе размер перекрестного субсидирования. Что, однако, не должно привести к резкому росту тарифов для населения.
“Установленный предельный уровень расходов граждан на коммунальные платежи должен сохраняться, – подчеркивает гендиректор ПАО “Россети Ленэнерго” Игорь Кузьмин. – При этом нагрузка, которая перекладывается на коммерческих потребителей, должна быть соразмерна тому, чтобы бизнес оставался рентабельным”.