В 2023 году в России насчитывалось свыше 5,5 миллиона человек, желающих трудиться, но по различным причинам не трудоустроенных – на 9,6 процента меньше, чем в 2022 году. Кадровый резерв составляют как официальные безработные, так и граждане, которые хотели бы найти работу, но в силу личных обстоятельств не готовы к ней приступить. Аналитики использовали данные выборочного обследования рабочей силы, которое каждый месяц опросным методом проводит Росстат.
Так, минимальное отношение кадрового резерва к количеству трудящихся фиксировалось в Санкт-Петербурге – 2,6 процента, или всего лишь 82 тысячи нетрудоустроенных, но желающих работать граждан на 3,2 миллиона занятых. По этому показателю Северная столица опередила Тульскую область (3,2 процента), Саратовскую область (3,4), Чукотку (3,6), Кировскую область (3,7) и Крым (4,1). Наибольшая масса незадействованных кадров сосредоточена в далеко не самом густонаселенном регионе – Дагестане: 389,7 тысячи человек, или семь процентов от общероссийского показателя. По числу людей, входящих в кадровый резерв, эта северокавказская республика обогнала каждый из регионов Московской агломерации: в Подмосковье граждан, желающих работать, фиксировалось 333 тысячи человек, или шесть процентов, непосредственно в столице чуть меньше – 328,3 тысячи человек, или 5,9 процента. Наименьшее число “резервистов” сосредоточено на Чукотке – всего 1,1 тысячи человек. Далее следует Ненецкий автономный округ (2,3 тысячи человек).
Фото: ИНФОГРАФИКА “РГ”/ЯН ГРИНЕВИЧ/АННА ДУРОВА
“По данным Роструда, в среднем в 2023 году работодателям не хватало 1,85 миллиона сотрудников. В свою очередь, кадровый резерв, состоящий на 43 процента из официальных безработных и на 57 процентов из не работающих, но рассматривающих такую возможность россиян, насчитывает 5,5 миллиона человек. Таким образом, в целом по стране на каждую открытую вакансию могли бы претендовать по три человека, входящих в кадровый резерв”, – прокомментировали аналитики.
При этом в ряде регионов, однако, наблюдалась противоположная ситуация: число открытых вакансий превышало имеющийся в регионах кадровый резерв. Среди регионов СЗФО в этом списке отметилась Мурманская область – здесь 1,3 соискателя на место.
В свою очередь, работодатели фиксируют недостаток специалистов на рынке труда и готовы тратиться на их адаптацию в компании. Согласно исследованиям рекрутинговой компании get experts, адаптация одного новичка стоит менее 100 тысяч рублей (так ответили 35 процентов респондентов), 100-500 тысяч рублей (восемь процентов) или от 800 тысяч до одного миллиона рублей (три процента). Интересно, что, несмотря на расходы, почти треть опрошенных работодателей (30 процентов) не имеют программ адаптации новичков из-за отсутствия ресурсов (так ответили 38 процентов опрошенных). Так или иначе, появление новичка в компании всегда стресс, причем как для сотрудника, так и для работодателя. Последние жалуются на низкую производительность труда новичков (60 процентов), новые факты о них (34 процента), несовпадение ценностей (26), сложности в коммуникации (23). Новым сотрудникам, в свою очередь, мешает нехватка обратной связи (34 процента), сложности с коммуникацией (24 процента) и выполнение задач/KPI (23 процента), несовпадение ценностей (20 процентов), стресс (17 процентов).
Несмотря на сложности адаптации сотрудников и взаимное непонимание целей и задач, бизнес заинтересован в повышении производительности труда специалистов. Согласно опросам hh.ru, 42 процента компаний уже занимаются повышением производительности труда своих работников, причем делают это на постоянной основе. Примечательно, что по сравнению с 2023 годом число таких работодателей выросло на 18 процентов. Основная причина того, что работодатели вынуждены повышать эффективность процессов, обучать новому персонал и внедрять новые технологии, – рост затрат на персонал. Об этом заявили 55 процентов опрошенных компаний. Вторая причина по популярности, которая заставляет компании улучшать процессы, – ужесточение конкуренции. Интересно, что еще 45 процентов повышением эффективности занимаются из-за личной позиции руководства.
Прямая речь
Эльвира Набиуллина, глава Банка России:
– Основным фактором, сдерживающим дальнейший рост экономики, является не столько нехватка денег, сколько кадровый голод. Экономика России почти полностью задействовала имеющиеся трудовые ресурсы и осталась “без свободных рук”.