Получение добровольной экологической маркировки — это дополнительная нагрузка для бизнеса, который хочет дополнительно подчеркнуть, что его продукция действительно «био», «органик» и так далее. Сейчас это важный для потребителей критерий, по которому выбираются продукты, и речь не только о еде. Молодежь до 25 лет старается покупать экологичные косметические средства, бытовую химию, а также одежду, обувь и аксессуары, говорится в исследовании Центра устойчивого развития Школы управления Сколково.
Большинство опрошенных людей всех возрастов готовы переплатить до 10% за продукт, который регулярно покупают, если он станет более экологичным. А вот молодые люди до 25 лет готовы добавить за экологичный продукт до 30% от его цены. Этой же возрастной категории проще, чем людям постарше, перейти на экологичный аналог другого бренда.
«При этом все поколения откажутся от приобретения продукта, который они регулярно покупают, если компания-производитель будет вовлечена в гринвошинг», — говорится в исследовании. Это экомаркетинг, который часто вводит покупателя в заблуждение.
Другое исследование E+ и Better говорит, что 86% потребителей проверяют заявления брендов об экологичности. Компании видят спрос на подтверждение экозаявлений, и это мотивирует их проходить сертификацию.
Как рассказала «РГ» директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни» Юлия Грачева, в 2022 году был спад запросов на сертификацию, связанный с тем, что компании были сконцентрированы на стабилизации поставок. До сих пор происходит переход бизнеса на российские юрлица, меняются названия продуктов и самих компаний. Поэтому из-за внутренних процессов не все готовы активно включаться в повестку устойчивого развития и погружаться в сертификацию, отмечает эксперт.
Интерес к подтверждению экопреимуществ независимой стороной сохраняется. Производители, которые уже имели «Листок жизни» для части своей продукции, расширяют линейки. Яркий пример — Технониколь. В 2023 году корпорация приняла решение о сертификации продукции не только на рязанском заводе, но и на всех своих девяти предприятиях. В этом году сразу 48 средств бытовой химии Botavikos подтвердили экологичность, получив сертификат. Впервые в России экосертификат на магазин получил суперстор «Магнит» в Краснодарском крае.
Как отметила Грачева, чаще всего за экосертификатом обращаются строительные компании (40% от общего числа сертифицированных продуктов), а также производители бытовой химии и косметики (35%). На третьем месте удобрения — 21%.
Оставшаяся доля приходится на пищевую продукцию и экосертифицированные услуги.