Российский рынок цемента сегодня во многом является рынком покупателя. В условиях недостаточного спроса и перенасыщенности ряда региональных рынков цементом различных производителей потребители имеют возможность широкого выбора продукции. Это влечет за собой достаточно высокий уровень конкуренции. Поэтому в борьбе за место под солнцем лучшими оказываются те компании, которые учитывают все нюансы в процессе производства и реализации цемента.
Как подчеркнула руководитель направления научных разработок департамента технического маркетинга ЦЕМРОСа Алиса Полтояйнен, в холдинге дорожат своей деловой репутацией и особый акцент делают на качестве и повышении разнообразия выпускаемой продукции, регулярно обновляют продуктовую линейку.
Эта работа носит системный характер, а методы анализа и контроля качества продукции постоянно совершенствуются. И прежде всего к выпускаемым материалам предъявляются самые высокие требования уже на стадии их разработки и производства. Как известно, цемент наряду с некоторыми другими материалами подлежит госконтролю и обязательной сертификации, поэтому все испытания цемента проводятся с помощью строго определенных в соответствии с ГОСТ методов тестирования с использованием имеющегося высокоточного оборудования. «Это на заводах обеспечивается в полном объеме», — отметила Алиса Полтояйнен.
Второй аспект — это четкая и понятная строителям система подтверждения соответствия качества. «У нас на каждую упаковку тарированной продукции предоставляется паспорт качества. При этом на официальном сайте ЦЕМРОСа размещается информация о качественных характеристиках всех типов выпускаемых цементов», — сообщила Алиса Полтояйнен.
Не секрет, что на рынке присутствует большое количество контрафакта. По оценке «Союзцемента», в сезон его доля на рынках некоторых регионов может превышать половину реализуемого объема. И это порождает массу проблем. Поэтому в ЦЕМРОСе продолжают совершенствовать фирменную упаковку и повышать степень ее защищенности. Вся выпускаемая компанией тарированная продукция снабжена соответствующей маркировкой, которая способствует ее четкой идентификации клиентами. Так, на мешках с тарированным цементом имеется логотип компании, контактные блоки заводов изготовителей, применено цветовое кодирование в соответствии с продуктовой линейкой и т. д. «Внимательному человеку перепутать фирменные мешки ЦЕМРОСа с какими-либо другими просто невозможно — настолько четко и подробно на них отображены все нюансы, отличающие фирменную продукцию компании», — выразила уверенность Алиса Полтояйнен.
Но чтобы не отстать в борьбе за потребителя, надо идти на шаг впереди конкурентов. Базовый принцип работы холдинга — клиентоцентричность. Основываясь на нем, в ЦЕМРОСе разработали и внедрили на заводах модель реализации проектов через систему «ворота качества». В ее рамках в базе выявленных диапазонов параметров производимых цементов осуществляется усовершенствование выпускаемой продукции и создание новых ее видов. «Для чего это нужно? Дело в том, что клиенты в настоящее время хотели бы видеть у себя вяжущие цементные продукты, которые отвечали бы предъявляемым им требованиям в более узком диапазоне, нежели прописано в ГОСТ, — пояснила Алиса Полтояйнен. — А такая методология как раз и позволяет исключить недочеты проекта, заранее спланировав все сценарии технологических решений, которые приведут в дальнейшем к фактическим более жестким и четким границам параметров качества».
Используя данную методику, в холдинге научились создавать эффективные продукты, помогающие клиентам быстрее реализовывать свои проекты. А применение элементов информационной предметно-деятельностной среды (ИПДС) при планировании производственных процессов помогает перейти из режима «сразу же делаем» в режим планирования, оценивания возможностей и четкого выполнения поставленных задач. При этом фиксация результатов и постоянный мониторинг сходимости получаемых данных увеличивают стабильность производимых продуктов в разы, а их качественные характеристики имеют минимальные отклонения.
То есть особенность данного подхода — это выстраивание процесса разработки и модернизации продуктов, исходя непосредственно из ключевых потребностей клиентов, причем в рамках тех диапазонов значений и характеристик, которые являются основополагающими в определенных сегментах строительства.
Как результат, если ранее в холдинге больше ориентировались на рынок и на товары конкурентов или на постоянный мониторинг определенных параметров, то на данный момент ориентация идет на целевые потребности и параметры клиентов, которые специалистам ЦЕМРОСа удается изучить непосредственно в процессе эксплуатации продукции.
Таким образом, оценка эффективности предпринятых действий происходит посредством прохождения через «ворота качества», и это осуществляется в несколько этапов. Работа с клиентами начинается с самых первых «ворот», что позволяет вести разработку продукта, основываясь на целевых показателях. «Данный метод позволяет обеспечить высокие конкурентные качества и спрос на проектируемый продукт еще до момента его выхода на рынок», — отметила Алиса Полтояйнен.
И конечно, нельзя упускать из виду, что качество используемых в бетонах и цементах компонентов, в число которых входят модификаторы, наполнители и заполнители, непосредственно влияет на общую систему качественных характеристик объектов, то есть при использовании определенных материалов могут меняться итоговые значения параметров в бетонных конструкциях и железобетонных изделиях. Такие тонкости можно «отловить» только при отработке составов бетонов напрямую с клиентами, в ходе непосредственного личного взаимодействия с ними на их производствах.
Поэтому еще одним «столпом» системы контроля качества продукции является сервисная поддержка клиентов, позволяющая работникам холдинга на постоянной основе «вживую» видеть, как ведет себя цемент в продукции клиентов. Спектр услуг сервисной поддержки, осуществляемой сотрудниками ЦЕМРОСа, широк. В него входят консультации по подбору оборудования и комплектации производственных и приобъектных строительных лабораторий, по подбору рабочих составов и качеству конструкций, по пакету документов и оформлению обязательных деклараций соответствия ГОСТ и другие услуги.
В настоящий момент услуги по техническому сопровождению осуществляются с использованием мобильных лабораторий, действующих в пяти федеральных округах. Это дает возможность полнее охватить данным сервисом как можно большее число регионов. Кроме того, мобильные лаборатории способны «уберечь» клиентов от многомиллионных убытков в будущем, поскольку с их помощью можно принимать правильные решения.
«При строительстве жилого комплекса «Исеть-парк» (Екатеринбург) сотрудникам мобильной лаборатории поручили проконтролировать прочностные характеристики поставленного клиентам бетона разрушающими/неразрушающими методами. Эта задача была успешно выполнена, что обеспечило защиту интересов клиента на стройобъекте, претензии к используемому цементу со стороны заказчика были сняты», — привела пример Алиса Полтояйнен.
Другой случай эффективной сервисной поддержки — это проверка прочности бетона в строительных конструкциях многоквартирного жилого дома переменной этажности со встроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой, который строился в Ростове-на-Дону. Там у проверяющих инстанций тоже возникли вопросы, но все они были успешно сняты сотрудниками мобильной лаборатории. Такие сервисные выезды к клиентам осуществляются еженедельно и пользуются все большей популярностью у заказчиков. Клиенты имеют возможность в любой момент обратиться в техническую поддержку холдинга и оставить заявку с планом работ, которые хотели бы реализовать.
«Партнеры компании всегда могут рассчитывать на получение своевременной помощи специалистов при осуществлении своих производственных задач», — резюмировала Алиса Полтояйнен.
Алиса ПОЛТОЯЙНЕН, руководитель направления научных разработок департамента технического маркетинга ЦЕМРОСа:
«Многоступенчатая система «ворота качества» позволяет создавать инновационную продукцию с заданными свойствами»
Источник Строительная газета