Харьков продолжает борьбу с наследием СССР. За последние два месяца «в рамках декоммунизации» снята мемориальная доска на здании, где выступал поэт Владимир Маяковский. Недавно та же участь постигла табличку на доме, где родился и жил режиссёр Анатолий Эфрос (в 2025-м театральный мир отметит его 100-летие).
Пианист Даниил Крамер:
Вероятно, зачистка всего и вся, связанного с советским прошлым, – первоочередная задача Украины сегодня. А есть ли имена, на которых граждане незалежной могут строить свою идентичность?
Украинская культура есть. Она давняя и глубокая. Но это не значит, что надо отменять какую-то другую культуру. Как человек, учившийся в Харькове и изучавший и русскую, и украинскую культуру, я не стал бы их сравнивать. Русская – масштабнее, значительнее. Потому что сама Россия – масштабнее и значительнее. По размерам. По экономической, военной, научной, культурной составляющей. Ну и что? Возьмите Швейцарию. Там тоже есть культура. Но никто из швейцарских писателей не сравнится ни с Толстым, ни с Достоевским. Точно так же не влияют на целый мир ни Леся Украинка (при всей моей любви к ней), ни Григорий Сковорода – замечательный украинский писатель, философ.
Даже не знаю, как психологически оценить происходящее на Украине. Комплекс неполноценности, что ли, срабатывает, чёрт побери. Но это же не комплекс неполноценности всего народа. И настоящие украинские интеллигенты не страдают им. Я вырос в этой среде в Харькове и помню, как люди в равной степени отлично знали украинскую литературу и поэзию и русскую литературу и поэзию. Как гордились харьковским поэтом Борисом Чичибабиным. И одновременно – Владимиром Маяковским, родившимся в грузинском селе. А какие фильмы делали Одесская и Киевская киностудии! Уровень картин был высоким, и работали там уроженцы не только Украины, но и Армении, Молдавии, России. Гурченко, Шульженко, Бернес, Утёсов, Леонид Быков…
Снятие табличек, крушение памятников – это решение не интеллигенции, а местных политиков и чиновников, которые хотят выслужиться. И страдают национальным комплексом, соединённым с ненавистью к России. Но не надо повторять опыт Гитлера с сожжением книг и опыт Израиля с запрещением Вагнера, который не виноват в том, что нацисты использовали его музыку. Я уверен: Украина сейчас испытывает комплекс проигрывающей стороны. Там не думают ни о культуре, ни о людях. Политики разных уровней реально ненавидят всё русское. Их такими вырастили за 30 с лишним лет. Но давайте не будем страдать тем же. Мы не должны огульно ненавидеть их в ответ. Когда-то я переехал в Москву, потому что твёрдо знал: здесь тот уровень высшего образования, который я хотел бы получить. Но я не забыл, что меня вырастил Харьков. Бог судья украинцам. Не понимаю: чего им не хватало? Что плохого им сделала Россия?
И всё-таки надеюсь, что Харьков будет освобождён. Вернутся памятные таблички. Возродится наша школа. И Харьков снова будет хорошо одетым, сытым и богатым. Каким я его помню.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
<!–Расположение: –>