Важно не допустить расширения географии палестино-израильского конфликта и сохранить хрупкий межконфессиональный мир в регионе. Об этом Владимир Путин заявил 21 ноября на внеочередном саммите БРИКС. Сегодня все международное сообщество должно объединить усилия по стабилизации ситуации на Ближнем Востоке, особенно в этом могут помочь государства БРИКС, считает президент РФ. Москва намерена продолжить обсуждать эту тему на площадке объединения и в следующем году во время своего председательства. В этот же день Владимир Путин провел переговоры с лидером Таджикистана Эмомали Рахмоном. Какая еще страна претендует на военное сотрудничество с Душанбе и кто виноват в блокировке урегулирования конфликта на Ближнем Востоке — в материале «Известий».

Роль БРИКС

Повестка рабочего дня Владимира Путина 21 ноября практически полностью была посвящена международным контактам. В этот день он принял участие во внеочередном онлайн-саммите БРИКС, созванном по главной теме последних 1,5 месяцев — обострению палестино-израильского конфликта. Разразившаяся в секторе Газа гуманитарная катастрофа и массовое изгнание мирного населения вызывают глубочайшую обеспокоенность, вновь констатировал российский лидер. Так, единоличные попытки США разрубить «палестинский узел» показали свою нежизнеспособность, подчеркнул он.

Все эти события, по сути, являются прямым следствием стремления Соединенных Штатов монополизировать посреднические функции в палестино-израильском урегулировании и блокирования ими деятельности ближневосточного «квартета» международных посредников, — заявил Владимир Путин.

Более того, из-за саботажа решений ООН, которые предусматривают создание независимых Палестины и Израиля целые поколения палестинцев воспитываются в атмосфере несправедливости, а израильтяне и вовсе не могут в полной мере гарантировать безопасность своего государства, подчеркнул Владимир Путин. На этом фоне президент отметил попытки стран Ближнего Востока в урегулировании конфликта и призвал объединить усилия всего международного сообщества по деэскалации обстановки.

Причем, по мнению российского лидера, ключевую роль в этой работе могли бы сыграть именно государства БРИКС. Поэтому Владимир Путин считает полезным продолжить обсуждение обострения ситуации в регионе в рамках этого формата в том числе в 2024-м — в год председательства РФ в объединении.

Тем не менее, сейчас «важно не допустить втягивания в войну на Ближнем Востоке других государств и какого-либо расширения географии конфликта, а также сохранить хрупкий межконфессиональный мир» в регионе, подчеркнул он. В этой связи президент России поддержал резолюцию Совбеза ООН, в которой содержится призыв об организации гуманитарных пауз в зоне конфликта.

— Подчеркну: такие гуманитарные паузы, а лучше конечно, полноценное прекращение огня, необходимы для продолжения усилий по освобождению заложников и эвакуации мирного населения и иностранных граждан из сектора Газа, — сказал Путин.

По итогам саммита было принято итоговое коммюнике. Лидеры стран БРИКС призвали к немедленному гуманитарному перемирию и освобождению заложников в секторе Газа. Также главы государств заявили о необходимости переговоров для создания суверенного и независимого государства Палестина. Лидеры в целом осудили акты жестокости против палестинцев и израильтян и призвали провести независимое расследование военных преступлений в Газе. В заключение главы государств подтвердили первостепенную роль СБ ООН в поддержании мира и безопасности на международном уровне.

Партнерство России и Таджикистана

Эту же тему глава государства затронул уже лично со своим коллегой из Таджикистана. В этот день в Москву для переговоров с Владимиром Путиным приехал президент республики Эмомали Рахмон. В последний раз главы государств виделись в октябре в Бишкеке на заседании Совета глав государств СНГ — тогда они договорились о создании в республике совместных предприятий с российским капиталом. В этот раз, несмотря на насыщенную международную повестку, переговоры в Кремле начались с обсуждения успехов в двусторонних отношениях.

— В этом году исполнилось 30 лет с момента подписания нашего базового документа – Договора о дружбе, взаимной помощи и стратегическом партнерстве. В ноябре 1993 года этот договор вступил в силу окончательно. Отношения у нас развиваются поступательно и находятся на очень высоком уровне, — сказал Владимир Путин в начале встречи в узком составе.

Дружеское настроение разделил и Эмомали Рахмон. Даже несмотря на относительно недавнюю встречу с Владимиром Путиным, он честно признался, что соскучился. «Рад очередной нашей встрече, спасибо за теплый прием, мне очень приятно находиться в Москве, соскучились», — сказал он.

Президент Таджикистана констатировал, что отношения между странами действительно находятся на подъеме. Россия остается основным торгово-экономическим партнером республики: почти 23% товарооборота Таджикистана приходится на РФ, сказал Владимир Путин. Существенно выросли и поставки в Россию из центрально-азиатской страны: к примеру, рост сельхозпродукции составил 67%.

Делегации также успели пообщаться в расширенном составе, однако эта встреча была закрыта для журналистов. В итоговом заявлении для СМИ президенты ограничились в основном гуманитарной повесткой: привлечение российских компаний к геологоразведке, увеличение объемов экспорта сельхозпродукции из Таджикистана, поддержка русского языка в республике, а также улучшение условий труда мигрантов, которых в России около 1 млн.

Вопросы безопасности на границе с Афганистаном

Тем не менее, в фокусе внимания оказались и другие вопросы, в частности — ситуация на Ближнем Востоке и обеспечение безопасности. Согласно заявлению Эмомали Рахмона для СМИ, Душанбе выступает за создание независимого государства Палестина по резолюции ООН в рамках границ 1967 года. По его словам, Таджикистан, переживший ужасы гражданской войны, последовательно выступает за решение всех конфликтов исключительно политико-дипломатическим средствами.

Оба лидера подтвердили свое намерение укреплять сотрудничество в сфере обороны и безопасности, а также в военно-технической отрасли. Владимир Путин подчеркнул, что речь, прежде всего, идет о ситуации на границе республики с Афганистаном.

— Будем и далее предпринимать усилия по поддержанию мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе. Для этого в том числе намерены и впредь активно использовать возможности дислоцированной в республике 201-й российской военной базы, — заявил он.

Напомним, что это крупнейший военный объект России за ее пределами. Москва неоднократно заявляла, что именно эта база считается одним из ключевых факторов стабильности в регионе. Как рассказал профессор СПбГУ, доктор экономических наук, эксперт клуба «Валдай» Станислав Ткаченко, несмотря на то, что она продолжит обеспечивать безопасность в стране еще минимум до 2042 года, после начала спецоперации в Душанбе стали подыскивать дополнительную военную помощь, чтобы противостоять исходящим из подконтрольного талибам Афганистана угрозам. «И обратили свои взгляды на Китай», — отметил он.

К слову, Пекин уже обязался построить для пограничных войск Таджикистана 11 аванпостов и модернизировать десятки пунктов охраны на таджикско-афганской границе. При помощи Китая строится военная база для нужд МВД Таджикистана, напомнил эксперт. В России, по его словам, признают, что КНР заинтересована в безопасности в Центральной Азии. «Китай способен так же надежно, как и Россия, обеспечивать сдерживание Афганистана от вмешательства в дела Таджикистана и других стран Центральной Азии, — считает Станислав Ткаченко.

Москва помогает республике и в энергобезопасности. Как заявил Владимир Путин, она почти полностью обеспечивает потребности Душанбе в нефтепродуктах без взимания экспортных таможенных пошлин. Однако в последние недели в стране серьезно подскочили цены на топливо. Как сообщают местные издания, цена на сжиженный газ поднимается почти ежедневно. Его стоимость за ноябрь выросла более чем на 15% и достигла 7,8 сомони за литр (около 63 рублей). При том что еще в начале октября это топливо продавалось всего за 6,6 сомони.

Аналогичная тенденция и с ценами на бензин. В отдельных городах даже выросла стоимость проезда в общественном транспорте на 0,5 сомони (приблизительно 4-5 российских рублей). Отчасти эксперты это связывают с внешними факторами — нефтепродукты поступают в Таджикистан в основном из России, весь сжиженный газ страна импортирует из Казахстана и РФ. Однако Астана ввела мораторий на его вывоз за границу. Схожие меры 21 сентября установила и Россия, однако ограничения Москвы на экспорт бензина и дизельного топлива были сняты за несколько дней до встречи лидеров — 17 ноября.

В условиях, когда и РФ также ограничила экспорт сжиженного газа, стараясь обеспечить спрос на своем внутреннем рынке, рост цен в Таджикистане стал естественной реакцией на снижение предложения, а также в условиях наступившего зимнего периода, — предположил Станислав Ткаченко.

По итогам стороны подписали ряд документов о расширении сотрудничества, в том числе в промышленности и в транспортной сфере. Владимир Путин в этот же день вручил своему коллеге из Таджикистана российский орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. И на этом двусторонняя работа президентов не закончилась: помимо официальных переговоров Владимир Путин еще побеседует с Эмомали Рахмоном вечером за ужином. В завершение таджикистанский лидер также пригласил Путина посетить республику с официальным визитом.

Источник Известия

от Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *