Драматургическая основа многослойна. По жанру это, скорее, сказание со вставками диалогов персонажей, которых в спектакле с десяток. Среди них не только птицы и животные, но и Луна, и Солнце – здесь прямой отсыл к космогоническому мировоззрению башкир.

Есть серьезная этнографическая составляющая – мы видим настоящий народный сабантуй с его непременными атрибутами – борьбой на поясах, боем мешками. Артисты выступают в масках и костюмах животных (великолепная работа художника-постановщика Ильнура Слявчина, главного художника Сургутского театра кукол “Петрушка”).

Весь спектакль сопровождает музыка (композитор Марат Файзуллин), причем музыкальный текст не уступает по силе воздействия литературному. Артисты удивительно пластичны – хореограф Рустам Имамов, тонко чувствующий движение, проработал с ними каждую сцену.

Герой – юноша-куница по имени Бахит (с башкирского “Бахэт” переводится как “счастье”). Он сирота, которого спас и воспитал мудрый Филин. Филин взял под опеку еще одного мальчика – Курикота, гибрида курицы с котом, которого остальные животные не принимают и вообще травят почем зря. Отвергнутый и разочарованный, он становится легкой добычей Ледяного змея, который забирает его в свое царство и околдовывает, что вызывает невольные аллюзии к “Снежной королеве”.

Куница Бахит по просьбе Филина отправляется в ледовое царство вызволять названного брата. По пути к нему присоединяется куница-девочка. Но Курикот отказывается покидать ледовое царство: зачем ему возвращаться, чтобы над ним снова издевались?

Тем не менее, когда во время битвы Ледовый змей вот-вот погубит Куницу, Курикот бросается к нему на помощь, гибнет сам, но побеждает змея.

Фото: Гульназ Данилова

Холод рассеивается, и две куницы оказываются в чудесном месте – на горе, омываемой с трех сторон реками, и решают здесь обосноваться. Это та самая гора, на которой стоит Уфа.

После премьерного показа автор идеи и режиссер-постановщик Ольга Штырляева рассказала, что спектакль предназначен для зрителя старше 12 лет. Во-первых, он достаточно продолжительный для театра кукол – идет более часа, во-вторых, малыши не поймут смысла. Слишком много серьезных тем затронуто в спектакле.

– Получилась эпичная история, – говорит Ольга Штырляева. – Не формальное обращение к теме патриотизма, а воспитание любви к родине через искусство, проживание. Бахит теряет отца и названного брата, но они навсегда остаются с ним в таких образах, как Заря, Солнце, Луна, родной край, цветущие поля. Еще это история о смерти, предательстве. Чаще всего истории бывают для девочек, а здесь она пацанская – есть экшн, бои, состязательность, буллинг – все это невероятно актуально для подростков. Персонаж Курикот – образ человека, не принимаемого обществом. Он не такой, как все. А ведь каждый подросток считает себя не таким, как все, а если это еще и связано с инвалидностью, то он – мишень для непонимающих людей. В первой сцене, когда на сабантуе животные насмехаются над Курикотом, он приходит к выводу, что никому не нужен, он урод. Именно поэтому он попадает в лапы ледяного змея. Он готов к этому, потому что несет в своем сердце боль, обиду.

Фото: Гульназ Данилова/ РГ

Артисты выступают в образах зверей, но совершенно понятно, что речь о людях. Зрителям показывают их самих, не разделяя на плохих и хороших. Персонажи раскрываются в разных ситуациях.

Неоднозначен и образ Ледяного змея, казалось бы, настоящего злодея. Но это несчастное одинокое существо. Можно дорисовать его историю, почему он таким стал. Когда мы работали с артистами, то так и делали, чтобы образ не был плоским, примитивным. Ему в какой-то момент даже сопереживаешь. Он погибает, не познав счастья любви.

Спектакль даст возможность зрителю задуматься о чем-то. На сцене должен быть смысл. Я считаю оскорбительным, когда все, что можно сказать о спектакле: “Это красиво”, – резюмировала Ольга Штырляева.

В тему

Куница – символ Уфы с середины XVII века, когда в Приказе Казанского дворца была изготовлена печать Уфимской приказной избы с изображением бегущей куницы. А в 1781 году куница уже окончательно утвердилась на гербе города.

Фото: Гульназ Данилова

Источник Российская газета Башкортостан

Вы всегда можете поддержать наш проект

от Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *