Сейчас речь идет об общественно полезном труде, а вовсе не о том, что дети будут заменять собой технический персонал – уборщиц или садовников. Именно так почему-то думают некоторые родители. В первую очередь, имеются в виду традиционные дежурства в классе, столовой или раздевалке, субботники.

Также обсуждается вопрос возвращения в школы уроков труда. Корреспонденты “РГ” узнали, что по этому поводу думают директора школ, учителя и родители в регионах.

На смену

Директор школы №1 в селе Борское Самарской области Вера Бердникова рада, что законодатели вышли инициативой о трудовом воспитании

– Мы в школе давно и успешно этим занимаемся. Каждый год родители дают согласие на то, чтобы детей привлекали к труду, – рассказала директор. – Да, бывают несогласные, но их единицы. Их дети просто не участвуют в работах. А вообще у нас три трудовых направления: дежурство в столовой (дети убирают тарелки, протирают столы), дежурство по школе и по классу. Еще есть трудовая смена летом – дети неделю трудятся на нашем большом пришкольном участке. Сажают цветы – пионы, розы, петуньи, а потом ухаживают за ними.

Директор новосибирского МКУ “Городской ресурсный центр по организации отдыха и оздоровления детей “Формула успеха” Сергей Маньков вспомнил опыт СССР: “В Советском Союзе школьники всегда помогали убирать школьный двор, мыли классы, парты. Были и уроки по труду. Надо это вернуть. Это прививает человеку только хорошие качества – трудолюбие и уважение к труду другого. Когда сам уберешь мусор, поднимешь фантик или бутылку, то сам уже никогда не бросишь их”.

Мама уберет?

Жительница Краснодара, мама двух дочерей Юлия Сотникова тоже считает, что прошлый опыт был хорошей практикой: ребята приучались ценить как свой, так и родительский труд.

– Когда с нас собирают по 150 рублей в месяц на уборщицу, это лишь вырабатывает потребительское отношение. Все это потом транслируется и в семье, – говорит Юлия. – Зачем наводить порядок на кухне, мама уберет! Так что в трудовом воспитании вижу только положительную сторону. В прошлом году наша школа участвовала в экологическом проекте “Зеленая школа” – ученики с куратором собирали семена растений либо выкапывали молодые ростки для высадки в школьном сквере. И знаете, многие дети не умели даже держать лопаты, ухаживать за саженцами. Так что для моей старшей дочери участие в акции стало увлекательным опытом.

А в Красноярске не так давно ситуация дошла до абсурда: буквально на “каждый чих” от учителей требовали письменное разрешение от родителей.

– Например, семиклассников после уроков надо оставить на пару часов убрать и украсить класс к Новому Году – в дневниках должны быть записка, что родители не возражают, – рассказывает учитель географии и биологии Анна Бронникова. – Очень надеюсь, что такая практика уйдет в прошлое.

Лекции вместо труда

А вот мнение папы – инженера из Кемерово, отца восьмиклассника Александра Онтужева: “В деревне, как правило, люди к физическому труду привыкают с детства. А городские подростки зачастую об этом представления не имеют. Иногда даже пуговицу пришить себе не могут, не говоря уже о более серьезных вещах. Печально это…”.

Учитель агвалинской гимназии из Дагестана Надежда Фролова заявила, что она обеими руками за введение трудового воспитания

– Детей надо учить трудиться, – считает педагог. – Хотя бы ввести обязанности дежурного. Ведь урок труда сегодня называется “Технология” и носит теоретический характер. У нас мальчики и девочки занимаются вместе в одном классе и им читают лекции. Никакой практики. Никто не учится готовить, шить, пилить, строгать. А практика, на мой взгляд, просто жизненно необходима, чтобы не выросло общество исключительно потребителей.

Против перегибов

Беслан Беков, директор школы №1 города Сунжа Республики Ингушетия, тоже в целом “за” принятие такого закона.

– Дети сами лучше становятся, если к труду приучены, – отмечает директор. – Но я “против” перегибов. Нельзя детей насильно заставлять работать. Нужна золотая середина. Например, в большой городской школе где будет ребенок работать? Парты помоет и все. А вот в таких школах, как наша, сельских, есть чем занять ребят. Территория – около трех гектаров, с уборкой двора персонал не всегда может справиться.

Светлана Гудова из Перми работала педагогом, сейчас на пенсии. Считает, что никакой закон о труде не нужен: “Раньше никаких законов об этом и не было. Ребята работали сами и без всякого принуждения”.

– Сейчас, к счастью, появилось такое понятие, как волонтерство. И школьники охотно идут добровольцами выполнять те или иные работы. Им нравится что-то самим организовывать, делать. Так что, думаю, и сейчас никакой особый закон не нужен. Дети и сами рады что-то сделать, как-то помочь. Главное, не делать это обязаловкой, а использовать принцип добровольности, – уверена пенсионерка.

Урок, а не допнагрузка

Пермяк Александр Седых, отец двух школьников, считает, что дети должны с малых лет привыкать к работе: “В наше время мы в классах сами убирали после занятий, дежурили. А сейчас какие-то клининговые компании, уборщицы это делают. Я полагаю, что надо привлекать детей к труду, конечно, не к станкам их ставить, пусть они делают то, что им по силам”.

Директор санкт-петербургской школы №106 Юрий Стариков вспомнил, как был устроен общественно-полезный производственный труд раньше: “Дети помогали в благоустройстве района. Был заключен договор с соседней фабрикой, для которой клеили коробочки. Какую-то часть бесплатно, какую-то платно (деньги шли в фонд школы)”.

– Главное – в другом. Говоря о правах детей, мы порой доходим до крайностей: ребенок кинул бумажку – уборщица должна ее поднять, что-то запачкал в классе и убрал за собой по просьбе учителя – эксплуатация детского труда, – комментирует Юрий Стариков. – Просто караул! И мы видим уже, увы, не первое поколение, которое так воспитано.

Что касается уроков труда или технологии, то, по мнению Юрия Старикова, это такой же предмет как математика и физкультура. Важно, чтобы не было перегрузки. Они и без того перегружены школьной программой, и как бы благое дело не стало бы только дополнительной нагрузкой.

А бабушка – против

А вот жительница Санкт-Петербурга Галина Зайкова – бабушка двух внуков – скептически отнеслась к законопроекту: “Авторы законопроекта в курсе, что есть определенные санитарные правила, нормативы, по которым должна проводиться уборка? Времена, когда уборщица тетя Маша ходила с одной тряпкой и старым ведром, прошли. Это что же, надо курсы по уборке детям проводить? Ведь в случае чего отвечать будет директор, и на школу штрафы посыплются”.

Мать двоих детей Елена Зорина из Санкт-Петербурга также против, чтобы ее дети убирали в школе: “Имея опыт советской школы, вроде бы должна сказать: возрождайте, ничего страшного, даже на пользу пойдет. Но я лично категорически не хочу, чтобы мои дети драили после уроков класс. У них дополнительные занятия, да еще уроков задают много. И уж точно я против труда за пределами школы. Цветы, деревья перед школой пусть сажают, конечно. Но ехать куда-то на предприятие, там выполнять какую-то работу, навыки которой никак не пригодятся в дальнейшем – нет”.

Ольга Безручко, мама ученицы восьмого класса из Ростова-на-Дону считает инициативу нужной и правильной: “Правда здесь важно исключить формальный подход. Дети должны быть активными участниками процесса. Я думаю, идеально было бы организовать обязательную трудовую деятельность через раннюю профориентацию вместе с центрами занятости. Как я понимаю, такая практика уже существует. Моя дочь, ученица 8 класса, с большим энтузиазмом отозвалась на предложение поработать в рамках летней трудовой практики. Ребятам по желанию было предложено окультурить городские клумбы, поработать в офисе, помочь пожилым гражданам. Дочь получит за это “зарплату”, досуг будет заполнен полезной (и возможно интересной для нее) деятельностью. А бонусом станет возможность завести новые знакомства среди сверстников. Естественно, она поймет, к чему ее больше тянет, может быть сразу отсечет какой-то профиль деятельности”.

Источник Российская газета

Вы всегда можете поддержать наш проект

от Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *