Все мы помним, как пару лет назад, когда кругом бушевал ковид, казанцы – раз – и выпустили бокс-сет “Рахманинов. Симфоническая коллекция” с записью всех симфонических сочинений композитора. Да еще и совершили тур по России в поддержку программы (Москва – Санкт-Петербург – Казань). Сейчас, к юбилею, портфолио оркестра пополнилось еще одним альбомом-оммажем композитору, на сей раз – виниловым, с поздними сочинениями: Третьей симфонией и “Симфоническими танцами”. Получилось настоящее подарочное издание: любо-дорого послушать-посмотреть-подержать в руках.

Еще один проект Госоркестра Татарстана в преддверии юбилея – два рахманиновских концерта на сцене родного казанского БКЗ им. Сайдашева и столичного Концертного зала имени Чайковского. Ведущий московского вечера Артем Варгафтик напомнил, что он проходит в день 80-летия со дня смерти Сергея Васильевича (как известно, композитор умер 28 марта 1943 года, не дожив четырех дней до своего 70-летия). Программа изысканная: “Утес”, Рапсодия на тему Паганини (солист – лауреат конкурса Чайковского Константин Емельянов) и Вторая симфония. Ранняя фантазия “Утес” (1893), еще недавно довольно редко звучащая, теперь, из-за обязательного исполнения в первом туре у дирижеров на конкурсе имени Рахманинова, оказалась на слуху. Бесконечно повторенный “Утес” внезапно превратился в хит, почти “Танец маленьких лебедей”. Казалось бы, ухо “замылилось”, слушать невозможно. Но Сладковскому удалось очистить опус от ненужных наслоений, придать ему свежесть и прелесть, высветить музыкальные красоты. А красоты тут знатные: это звукопись в духе Римского-Корсакова (ему, собственно, произведение и посвящено), особенно очевидны ассоциации со “Снегурочкой” с ее берендеями, птичками и лесом. “Конец зиме пропели петухи”? Да нет, тут, пожалуй, не петухи, а вольные птицы, парящие над бескрайними просторами России, как, собственно, и всегда у Рахманинова.

Точной, яркой, с хорошим чувством ансамбля (солист-оркестр) выдалась “Рапсодия на тему Паганини” (1934). А ведь Константин Емельянов – это, можно сказать, новый партнер для ГАСО РТ, с ним оркестр вышел на сцену всего лишь второй раз (первый был в Иркутске, на фестивале Дениса Мацуева “Звезды на Байкале”). Но кто это заметил?

Конечно, я поинтересовалась мнением пианиста об оркестре. Вот оно: “Госоркестр Татарстана – из первого эшелона наших оркестров, с ними ни о чем не надо даже договариваться – у музыкантов невероятный опыт и профессионализм. Ну и всех заражает своей энергией маэстро, и эта энергия потом долго остается с тобой”.

Об умении и любви Александра Сладковского к аккомпанированию знает любой солист, кто с ним играл. Это особое искусство – я бы назвала его искусством “невыпячивания себя” – не всем дано. В данном случае это было особенно важно: ведь если Госоркестром РТ Рахманинов игран вдоль и поперек, то Константин до юбилейного года соприкасался с этим композитором не то чтобы очень много. А кстати, почему? “Рахманинов – один из самых трудных авторов, особенно с точки зрения эмоциональных затрат, – считает пианист. – Он открывается только тогда, когда прилагаешь особые старания. И еще Рахманинов очень ревнив: например, он “требует” репетиционный день заканчивать только его произведениями. Потому что если ты в диалоге с ним, то третьего собеседника быть не может”.

На бис Константин исполнил щемящую Элегию из раннего сборника пьес-фантазий (1892, посвящен учителю – Антону Аренскому). Надо сказать, диалог получился: красивый диалог пианиста с Сергеем Васильевичем tête-à-tête.

Кульминацией концерта стало второе отделение с важнейшей для Александра Сладковского Второй симфонией. Это его талисман, его оберег, ведь именно с ней он дебютировал как дирижер (еще в консерватории в Санкт-Петербурге), с ней выступил на дирижерском конкурсе имени Прокофьева, став лауреатом. Так что ж – это самое любимое его произведение? “Я не могу так сказать. Для меня весь Рахманинов – это любимая, роскошная, красивая планета: где-то зима, где-то лето, где-то вьюга, где-то жара… И я счастлив, что мне удалось почти всю его музыку сыграть, симфоническую – точно. Рахманинов – это чудо, совершенство в каждой партитуре”.

Год Рахманинова для татарстанского Госоркестра продолжится его фирменным Международным фестивалем “Белая сирень” в Казани, уже двенадцатым по счету (13-31 мая). На сей раз особенностью этого крупнейшего в нашей стране фестиваля-посвящения композитору станет участие лауреатов Первого рахманиновского конкурса-2022: китайского дирижера Хаожаня Ли и пианиста Ивана Бессонова. Также в афише – звездные имена дирижеров и пианистов Владимира Федосеева, Дениса Мацуева, Евы Геворгян, Максима Могилевского, Кристофера Чена (Австралия – Китай), Шио Окуи (Япония), Кристиана Кнаппа (США – Россия), Эдуарда Топчяна (Армения) и, разумеется, самого Александра Сладковского.

Источник Российская газета

Вы всегда можете поддержать наш проект

от Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *