Александр КВАШНИН, исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления:

Александр КВАШНИН.jpg

Прошлогодние результаты функционирования российского рынка отопительных приборов напрямую связаны с событиями в геополитике и глобальной экономике, изменениями в международной торговле. Так, к примеру, в 2022-м из страны почти полностью исчезла европейская продукция, ранее наиболее широко представленная в сегменте стальных панельных радиаторов (СПР). В результате в структуре рынка увеличилась доля алюминиевых и биметаллических радиаторов (АБР), а образовавшуюся нишу в поставках СПР успешно смогли заполнить их российские производители, доведя свою долю на рынке до 90% и практически максимально загрузив имеющиеся производственные мощности, и в определенной части поставщики из Турции. Отсутствие на этом фоне взрывного роста импорта радиаторов из Анкары лишь подтверждает ценовую конкурентоспособность нашей продукции при ее высоком качестве.

Стоит отметить, что объемы импорта отопительных приборов в целом начали снижаться еще с 2019 года: за трехлетку они упали вдвое, а доля отечественной продукции на внутреннем рынке достигла рекордного показателя в 70%. Вместе с тем, в сегменте АБР российские заводы в основном смогли лишь сохранить текущие объемы производства, в то время как весьма значительно — на 50% — вырос импорт из Китая. Такой ситуации способствовал высокий курс рубля и неблагоприятная для наших предприятий ценовая конъюнктура на рынке металлургической продукции.

В сегменте конвекторов также продолжается структурный сдвиг, связанный с ростом доли более маржинальных конвекторов с медно-алюминиевым теплообменником при снижении доли стальных конвекторов. При этом если по стальным конвекторам практически весь внутренний спрос всегда обеспечивался товарами отечественного производства, то в отношении медно-алюминиевых конвекторов продолжает иметь место устойчивый тренд по росту доли продукции российского производства.

Стабильно и весьма ощутимо растет объем премиального сегмента стальных трубчатых радиаторов (СТР) — в три раза за пять лет. Понятно, что в 2022-м это направление также серьезно пострадало от прекращения поставок из Европы, но в этой связи показательно, что за год число отечественных предприятий, освоивших выпуск СТР, возросло с одного завода до трех, что позволило поднять долю локальной продукции до 40%.

В текущем году для отрасли можно отметить три основных рисковых фактора, способных сдерживать ее дальнейший рост и в целом масштабирование внутреннего рынка.

Во-первых, в сложившихся макроэкономических условиях ожидается снижение темпов роста нового строительства — как по жилому фонду, так и по зданиям промышленного и общественного назначения; соответствующие корректировки планов уже внесены в документы государственного долгосрочного планирования. Данная ситуация будет ограничивать спрос на отопительные приборы для монтажа на новых объектах.

Во-вторых, значительную долю потребления на внутреннем рынке обеспечивали мероприятия по замене отопительных приборов, в том числе в рамках региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов. Масштабы этих программ в последнее время были существенными, но в ближайшие годы могут сокращаться, поскольку основной объем замен уже произведен.

В-третьих, с точки зрения регулирования, по-прежнему сохраняется возникшая с 1 июля 2021 года парадоксальная ситуация по отсутствию государственного контроля и надзора за обращением радиаторов отопления и конвекторов, что создает риски недобросовестной конкуренции со стороны иностранных товаров и роста рыночной ниши импортной продукции.

Вместе с тем, в целом необходимо отметить, что благодаря инвестиционному буму и формированию надежной технологической базы, российские производители отопительных приборов с оптимизмом смотрят в будущее, а события прошлого года даже положительно сказались на нивелировании рисков возникновения на рынке кризиса перепроизводства и затоваривания.

Источник Строительная газета

Вы всегда можете поддержать наш проект

от Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *