Крупнейший отечественный автопроизводитель грузовиков КАМАЗ не долго горевал под гнетом западных санкций и довольно быстро приспособился к новым экономическим реалиям.
С марта 2022 года российский автоконцерн живет под американскими и европейскими санкциями, которые никак не повлияли на производственную активность предприятия. Ведущий партнер Камаза и его крупный акционер — Mercedes-Benz отказался от сотрудничества с российской компанией.
Однако вопреки прогнозам, западные санкции оказали позитивное влияние на Камский автозавод.
За 10 месяцев 2022 года КАМАЗ произвел свыше 36 тысяч грузовых автомобилей и под 40 тысяч силовых агрегатов. Это выше прошлогодних показателей. Рост выпуска грузовых авто в сравнении с прошлым годом составил 1,5%, рост производства двигателей составил 2,2%, рост производства запчастей составил 11,3%.
Указанные санкции устранили европейских и американских конкурентов с внутреннего рынка. Покупка импортной грузовой техники в рамках параллельного импорта стала невыгодной. В результате спрос на покупку Камазов внутри страны вырос.
Отмечу, что США и ЕС фактом введения санкций против Камаза намеревались снизить до минимума производство грузовых автомобилей в России, основываясь на зависимость автопроизводителя от импортных автокомпонентов и запчастей. Однако от санкций в итоге пострадали лишь иностранные партнеры Камаза.
Российский автоконцерн ответил своими контрсанкциями и фактически национализировал импортируемые компоненты и технологии.
Руководство Камаза, в частности, национализировало американские силовые агрегаты Cummins и немецкие коробки передач ZF. Теперь указанные компоненты не закупаются у партнеров, а производятся Камазом самостоятельно без лицензий под собственным брендом и на собственных производственных площадках.
Турбодизельный 6-ти цилиндровый американский двигатель Cummins фактически по документам стал российским двигателем КамАЗ-667.513-250, а изначально немецкая коробка передач ZF 9S превратилась в российскую ZF KAMA 1310TO.
Теперь указанные названия официально используются в сертификационных документах.
При этом Камаз не отказывается от производства новинок.
В этом году Камаз презентовал 5 новых моделей авто. Это беспилотный тягач «54907», автономный самосвал «Юпитер», вахтовый автобус-вездеход, а также малотоннажные авто «Компас-9» и «Компас-12».